31 октября в Первомайской школе № 1 был проведен методический семинар «Школьный информационно-библиотечный центр как ресурсный центр единой информационно-образовательной среды современной школы», в рамках которого состоялось открытие школьного информационно-библиотечного центра.  

Дата проведения семинара – конец октября – выбрана не случайно, потому что в четвертый понедельник октября на протяжении 20 лет, начиная с 1999 года, по инициативе ЮНЕСКО отмечается Международный день школьных библиотек.  

В работе семинара приняли участие педагогические работники школы № 1, Председатель Комитета образования Администрации муниципальный район Золотухина Л.А., специалисты Комитета образования Пальшина Л.В. и Золотухина В.А., заведующая городской библиотекой Баранова Т.Н., педагоги-библиотекари первомайских школ. 

В целях реализации мероприятий государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», мероприятия которой направлены на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, в Забайкальском крае определены стажировочные площадки  по направлению «Пополнение фондов школьных библиотек электронными изданиями и развитие информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям». Наша школа вошла в состав данных площадок. 

Новый виток развития школьных библиотек с принятием Концепции развития ШИБЦ поставил перед школьными библиотекарями немало задач, одну из которых можно сформулировать как определение шагов по преобразованию школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр. 

О создании центра в школе задумались давно. Изучали литературу, опыт школ из других регионов. Медленно, но преобразования в библиотеке и школе происходили. В библиотеке выделены новые зоны, подключен интернет, организована информационная зона при входе в школу, разработан пакет локально-нормативной документации школьной библиотеки. Педагог-библиотекарь Толоконина С.К. принимала участие в семинарах, вебинарах, повышала квалификацию на курсах. В рамках проекта сетевого взаимодействия «Мост Дружбы» мы стали сотрудничать с централизованной библиотечной системой из Республики Беларусь, которая объединяет все библиотеки Барановичского района Брестской области. Совместно с новыми друзьями мы проводим много интересных мероприятий: выставки детских работ, конкурсы чтецов, научно-практические конференции, акции «Поздравительная видеооткрытка». 

После получения статуса стажировочной площадки работа по созданию ИБЦ была продолжена: был издан приказ о создании ИБЦ, назначен координатор, сформирована рабочая группа из числа учителей школы; разработаны локально-нормативные акты.  Педагогические работники школы принимают участие во всех вебинарах и практических семинарах, проводимых ИРО Забайкальского края.  Но главное событие этого года – это получение нового оборудования,  ремонт помещения и расширение зоны обслуживания.  

В ходе семинара педагог-библиотекарь Толоконина С.К. представила доклад «Школьный информационно-библиотечный центр как ресурсный центр единой информационно-образовательной среды», в котором поделилась опытом преобразования обычной школьной библиотеки в ключевой элемент новой инфраструктуры школы – информационно-библиотечный центр. Светлана Кимовна рассказала об основных направлениях деятельности центра, о планах на будущее, о развитии партнерских отношений с другими организациями, родительской общественностью, поделилась первыми результатами  деятельности. 

Затем участникам семинара было предложено пройти непосредственно в информационно-библиотечный центр, где в торжественной обстановке была перерезана красная ленточка.

Педагог-библиотекарь провела экскурсию по центру, показала зоны обслуживания и новое оборудование. 

Вторая часть семинара была посвящена Всероссийскому празднику «День словаря», который отмечается в России в день рождения русского писателя и лексикографа В.И. Даля.  Наша школа в этом году также принимает участие в мероприятиях этого события. Вниманию участников семинара были предложены выставка словарей, фрагменты мероприятий для педагогов и обучающихся. 

Очень интересной была беседа Толокниной С.К. «Словарь раскрывает секреты», которая  сопровождалась показом презентации о словарях и чтением рассказа классика русской литературы Михаила Зощенко «Кочерга». 

Возможность поработать на новом оборудовании была предоставлена участникам в ходе мастер-класса «Словарь как способ обогащения лексического запаса обучающихся», который провела учитель английского языка Лобина Н.О.  

Большой интерес вызвало знакомство с зоной свободного чтения вне стен библиотеки и информационной зоной (инфозоной).  

Цель создания зоны свободного чтения – максимально приблизить книгу к читателю, создать благоприятные условия и возможности для чтения и досуга детей.  Здесь дети, родители могут оставить собственные книги, которые им понравились, или взять книги, которые оставили другие. Также детям предоставлена возможность поиграть в настольные игры, порисовать или сделать поделку из пластилина или бумаги.   

На изображении может находиться: 7 человек, люди сидят, офис и в помещении

Инфозона – это телевизионная панель, посредством которой транслируется информация:  не только текстовые объявления, но и изображения, видеоролики, презентации, что и обуславливает многообразие задач, которые можно решать с использованием инфозоны. Инфозона благодаря современной форме подачи информации и разнообразию показываемых материалов неизбежно привлекает внимание. Грамотно подобранная информация позволяет прививать обучающимся социально значимые ценности, способствует пропаганде здорового образа жизни, повышает  вовлеченность детей в жизнь школы. Таким образом, сегодня инфозона в школе используются не только для информирования, но и для решения широкого спектра педагогических задач, предусмотренных ФГОС. 

Гостям школы в инфозоне была представлена презентация учителя истории Парфенова И.В. о школьных событиях текущего учебного года.  

В заключение семинара выступили Председатель Комитета образования Золотухина Л.А., специалист Пальшина Л.В. Они отметили, что в условиях развития системы общего образования должно меняться содержание работы школьных библиотек, возрастать их влияние на обеспечение результатов образовательной деятельности. В образовательных организациях информационно-библиотечный центр должен быть востребован и как центр обмена актуальными педагогическими методиками, являться пространством развития педагогов. Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных форм и видов, информационно-библиотечный центр должен воспитывать читателя, обладающего критическим мышлением, умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации. Всё это требует обновления системы организации деятельности школьных библиотек. Поэтому подобные мероприятия, как сегодняшний семинар, являются значимыми событиями не только для школьных библиотекарей, но и для всего педагогического сообщества района, помогают оценить современное состояние информационной среды и обсудить последние образовательные тенденции, и самое главное ‒ переосмыслить отношение к профессии и изменить взгляд на профессию педагога-библиотекаря в современном информационном и будущем цифровом обществе. 

Back to Top